о возможности использовании игровой методики «ТЕРЕМОК»(автор
Н.А. Козырева) в качестве дидактического
средства для реализации программы «ПРАЛЕСКА»
Игры серии «ТЕРЕМОК» (автор Н.А. Козырева) были
рекомендованы к использованию Комиссией по играм при Министерстве образования
Республики Беларусь (решение от 18 ноября 1997 г.).
В методическом пособии для
воспитателей «Как сказки умнеть помогают» Козыревой Н.А. была описана игровая
методика проведения занятий с игровым комплектом «ТЕРЕМОК» как в целом с
группой детей, так и с малыми группами (3-5 детей), а также индивидуальных
занятий с ребенком. Игровые задания даны с учетом возрастных особенностей
детей: в виде серии усложняющихся интеллектуальных задач, в решение которых
последовательно вовлекается сенсорика, мышление, речь, требуется проявление
креативности (творческости).
Игры «ТЕРЕМОК» предполагают совместную
деятельность взрослого и ребенка. Автором предусматривается постепенное
расширение степеней свободы, смена позиций «ведущий-ведомый» между партнерами
по игре. Возможна и самостоятельная игровая деятельность ребенка, т.к. игры
основаны на принципе автодидактизма, который действует в любой ситуации
(обучение от взрослого, самообучение, взаимообучение).
На факультете педагогики и психологии детства МГУ им.
Кулешова проводилось исследование возможности использования игровой методики
«ТЕРЕМОК» для выполнения педагогических задач развития, воспитания и обучения
детей 3-7 по программе «ПРАЛЕСКА» в рамках детских дошкольных учреждений.
Важной особенностью игровой методики «ТЕРЕМОК» является то,
что один игровой комплект обеспечивает много вариантов (от 17 до 44) проведения
занятий (на развитие речи, воображения, мышления, математических навыков,
коммуникативных навыков).
Использование игровой методики
«ТЕРЕМОК» как формы организации и развития мышления позволяет решать следующие дидактические
задачи отдельных разделе программы «ПРАЛЕСКА»:
А) Познавательно-практическая
деятельность. Мир науки и техники
Формировать системный способ мышления. Использовать разные
виды моделей - знаки, образы, схемы. Умение выстраивать сказку (как старую, так
и новую) из моделей – героев, сюжетов.
Формировать математические представления:умение узнаватьи называть геометрические фигуры (круг,
квадрат, треугольник, ромб, овал, прямоугольник). Подбирать вкладыши по форме,
величине и герою.Собирать вкладышив ряды в заданном порядке. Обозначать словами
положение карточки: справа, слева, вверху, внизу.
Развивать зрительную память. Использовать для запоминания
схемы и образы предметов, ассоциации. Запоминатьпредметы, устанавливая взаимозависимости
между ними.
Формировать произвольное внимание, концентрацию, приёмы
анализа и синтеза (комбинирование и составлениецелого из частей). Развивать зрительнуюи слуховую памяти.
Б) Раздел «Мир игры»
Ставить детей в условия исследования, поиска и собственных
открытий. Формировать у ребёнка умение ставить цель, планировать работу с
помощью воспитателя, моделировать действием и словом, радоваться результату. Развивать
самостоятельность мышления и творческой деятельности.Развивать коммуникативные навыки. Учить
слушать, взаимодействовать в игре. Формироватьпредставления о временных и причинно-следственныхотношениях "прошлое -
настоящее-будущее": сначала, потом, до, после, раньше, позже. Проводить
игры на развитие культуры поведения ("Хорошо-плохо").
В) Мир прекрасного
Развивать управляемое творческое воображение в игровой
деятельности; учить творческой инициативе, самостоятельности. Учить развитию и
обогащение сюжетов сказок с помощью типовых приёмов фантазирования. Создавать
сказки по последовательно представленным картинкам с недостающим героем, с
пропущенным сюжетом. Учить представлять события в последовательности их
развития,изменять поступки героев, их
характер. Формировать умение составлятьрассказ по картинке с "чужим" героем. Побуждатьдетей придумыватьсказки по предложенному воспитателем приёму. Учить
входить в воображаемые обстоятельства (эмпатия), преобразовыватьсказку от имени образа.
В продуктивной деятельности: Изготовление иллюстраций к
созданным сказкам, аппликация, лепка героев.
В сюжетно-ролевыхи
театрализованных играх: побуждать самостоятельно использовать изученные в
игровых заданиях «ТЕРЕМКА» простые приёмы фантазирования. Продолжать учить
воспринимать образ средствами художественного слова, изобразительной
деятельности.
Г) Развитие речи
Словарь: Расширять активный словарь ребёнка в игровых
описаниях сказок. Побуждать детей к самостоятельному употреблению в речи слов,
обозначающих приёмы фантазирования.
Грамматический строй речи:побуждать детейсоставлять
предложения из 3-4 слов, объединённых одним сюжетом.
Связная речь: учить детей пересказывать сказки, придумывая
новое продолжение к ним; закрепить умение продолжать сказку по предложенному
воспитателем началу; описыватьсобытия в
последовательности их развития "прошлое-настоящее-будущее". Развивать
монологическую речь, давая полную характеристику героям; моделировать действия
героев, их поступки и эмоциональное состояние при этом существительными,
прилагательными, глаголами. Расширять умение составлять рассказ по картинке.
Побуждатьдетей придумыватьсказки по самостоятельно выбранному приёму
или о выбранном герое.Подвести к
сочинению сказки на свободно воображаемую тему. Развивать выразительность речи.
Д) Дополнительное образование (Зона ближайшего развития)
Развивать чувство юмора, понимание комического. Учить отличатьподлинно комические ситуации от ситуаций, в
которых есть несоответствиепривычным
положениям вещей Самостоятельное придумывать весёлые историй, пользуясь
типовыми приёмами фантазирования. Схематизировать хода историй, сказок. Умение
рассказывать получившиеся истории по модели.
В монологической речи словесно выражать состояние героя,
описать внешний облик, настроение, характер, действия.
Таким образом, мы
рекомендуем использовать игровую методику «ТЕРЕМОК»в качестве дидактического средства для
реализации программы «ПРАЛЕСКА».