Суббота, 27.04.2024, 22:00

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » Файлы » ТРИЗ-педагогам

Козырева Н. ТЕРЕМОК СКАЗОК и ТРИЗ
08.08.2010, 11:24

 Игровые задания «ТЕРЕМКА СКАЗОК» направлены на  последовательное формирование у ребёнка старшего дошкольного возраста умений системно описывать взаимосвязи и действия любого героя, предмета или объекта, участвующего в сказке, а также осознанно их преобразовывать с использованием инструментов ТРИЗ.

Дети научатся видеть героя как систему окружающего мира, которая является частью более сложной системы –  (надсистем «сказка», «другие сказки»), выделять характерные особенности (подсистемы) героев и окружающей обстановки, которые влияют на развитие событий в надсистемах, то есть видеть героев и события сказки во взаимосвязи.

Творческие задания с игрой "ТЕРЕМОК СКАЗОК" позволяют научить дошкольников   умениям узнавать, использовать, преобразовывать и синтезировать объект (героя, сказку), а также сами инструменты ТРИЗ.

Исходя из предложенной И. Мурашковской концепции, мы можем представить эти умения в следующим образом.

В виде ОБЪЕКТА у нас выступает сказка, а также её герои, сюжет отдельной картинки и нарисованные на ней предметы, окружающая обстановка.

ИНСТРУМЕНТОМ являются отдельные элементы ТРИЗ (противоречия, типовые приёмы фантазирования, алгоритм действий по этим приёмам), с помощью которых ребёнок учится творчески преобразовывать сказки.

Формируя умение "УЗНАВАТЬ ОБЪЕКТ", мы  работаем с уже известными детям сюжетами, героями, и даем  игровые задания  ребёнку: определять сказку и отдельных, недостающих на карточке героев, отличать карточки - сюжеты из различных сказок, сравнивать и выявлять общие признаки в сказках и героях, характеризовать героев.

Формируя умение "ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОБЪЕКТ", мы даем ребёнку игровые задания:  составлять сказку из отдельных сюжетных картинок, составлять сказку по схемам из отдельных героев, узнавать сказку и героев по схемам из лексических форм. На втором этапе формирования этого умения дети сами учатся составлять схемы сказки из героев, лексических форм, характеризовать героев и сочинять загадки по предложенной воспитателем схеме.

Формируя умение "ПРЕОБРАЗОВАТЬ ОБЪЕКТ", мы даем ребёнку игровые задания:  преобразовать "старую сказку" путём  включения  "чужих" сюжетных картинок, " чужих" героев, составить  новую сказку из отдельных сюжетных картинок, составлять  новую сказку с "чужими" героями, изменить характер героя, его действия или цель. На втором этапе формирования этого умения дети преобразовывают старую  сказку, заранее называя свои последующие действия, а также самостоятельно изменяют характер героев, их поступки и цели.

Формируя умение "СИНТЕЗИРОВАТЬ  ОБЪЕКТ", мы даем ребёнку игровые задания:  составить  "продолжение" для старой сказки из имеющихся сюжетных картинок, составить  "сказочный день" для одного героя - его путешествие по известным сказкам, составить из героев и сюжетных картинок схему сказочного леса, в котором живут герои и сказки. На втором этапе формирования этого умения дети сочиняют новую сказку, заранее называя свои последующие действия, а также вводят  сюжеты из других, не участвующих в игре сказок, или новых героев из этих сказок.

Формируя умение "УЗНАВАТЬ ИНСТРУМЕНТ", мы вводим новые для детей понятия (даём названия приёмов сочинения сказки и алгоритм действий по ним). Дети учатся распознавать различные приёмы в придуманных другими детьми или воспитателем  сказках.

Формируя умение "ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНСТРУМЕНТ", мы даем ребёнку игровые задания: сочинять сказку по определённому алгоритму, включать одного героя в различные приёмы сочинения сказки и анализировать полученные сюжеты. На втором этапе формирования этого умения ребёнок сам выбирает, каким инструментом (творческим приёмом) он будет пользоваться для сочинения новой сказки. 

 

Оглавление раздела

Для воспитателей,

работающих по методикам  ТРИЗ-педагогики

 

Использование игр "ТЕРЕМОК СКАЗОК"

для преподавания отдельных элементов ТРИЗ

Базовая творческая игра по ТРИЗ

Установление системных связей объекта

    Игры «Да-Нет»

    Выявление свойств и функций объекта 

    Определение линии развития объекта

    Выявление подсистемных  и надсистемных связей

    Системный оператор, 9-экранка  

    Сравнение систем

    Выявление ресурсов объекта 

Противоречия   

Типовые приёмы фантазирования

   Игры с использованием  приёма «Объединение»

   Игры с использованием  приёма «Наоборот» 

   Игра с использованием  приёма «Копирование»

   Игра с использованием  приёма «Обратить вред в пользу»

   Игры с использованием  приёма «Предварительное действие» 

   Игры с использованием  приёма «Преобразования  во времени»

   Игра с использованием  приёма «Эмпатия»

   Игры с использованием  приёма «Другая точка зрения» 

   Игры с использованием  приёма «Бином фантазии»

   Игры с использованием  приёма  «Путешествие героя по сказкам»

   Игры с использованием карт В. Проппа 

 

 

Где купить …»  игровой набор «Теремок сказок» (доставка по России, СНГ, миру)

 

«ТЕРЕМОК СКАЗОК» занял первое место на всероссийском Конкурсе «Инновационная игрушка-2009», итоги которого были подведены 12 марта 2010 года на Международной выставке «Игрушка-2010» в номинации «Игры для развития речи и обучения русскому языку», «технологии развития речи».  посмотреть… 

Развивающая игра «ТЕРЕМОК СКАЗОК» для детей 4-7 лет прошла психолого-педагогическую экспертизу в Центре игры и игрушки Московского психолого-педагогического университета и получила сертификат. Ей присвоен знак качества: «Детские психологи рекомендуют»!  посмотреть … 

 «ТЕРЕМОК СКАЗОК» имеет также рекомендацию от Национальной ассоциации игрушечников России НАИР.  посмотреть…  

 и входит в ТОП-каталог «50 лучших игрушек России».  посмотреть…

 

 Что ещё почитать по игровой методике "ТЕРЕМОК СКАЗОК":

 Козырева Н.А. Психологические условия формирования творческой позиции дошкольников  (на материале игр с противоречием): Автореф. дисс. канд. психол. наук. – М., 2007 http://kozyreva.ucoz.ru/load/20

 

Козырева Н.А.  Развитие творческой позиции  старших дошкольников (на материале игр с открытыми правилами «ТЕРЕМОК  СКАЗОК») // Вопросы психологии. – М., 2007. - № 2

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3, http://kozyreva.ucoz.ru/load/20-1-0-23

 

Козырева Н.А. Использование игры «ТЕРЕМОК СКАЗОК» в практике детского сада

 

Козырева Н.А.  ТЕРЕМОК СКАЗОК как практический инструмент психолога (сказкотерапия).М., 2010, http://www.teremok-skazok.ucoz.ru/load/psikhologam/3

Козырева Н.А.  ТЕРЕМОК  СКАЗОК: развиваем интеллект и творчество. - М.:  Школьный психолог. 2007,  № 9.  - http://kozyreva.ucoz.ru/load/20

 

Козырева Н.А. «ТЕРЕМОК СКАЗОК» в работе логопедов. М., 2010. http://teremok-skazok.ucoz.ru/load/

 

Категория: ТРИЗ-педагогам | Добавил: Delf2010 | Теги: сказки на новый лад, игры ТРИЗ, развивающие игры, Теремок Сказок, дошкольное образование, сочинение сказок, придумать сказку, ТРИЗ-педагогика, Козырева Н.
Просмотров: 3598 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]