Игровые задания «ТЕРЕМКА СКАЗОК»
направлены напоследовательное
формирование у ребёнка старшего дошкольного возраста умений системно описывать
взаимосвязи и действия любого героя, предмета или объекта, участвующего в
сказке, а также осознанно их преобразовывать с использованием инструментов
ТРИЗ.
Дети научатся видеть героя как
систему окружающего мира, которая является частью более сложной системы –(надсистем «сказка», «другие сказки»),
выделять характерные особенности (подсистемы) героев и окружающей обстановки,
которые влияют на развитие событий в надсистемах, то есть видеть героев и
события сказки во взаимосвязи.
Творческие
задания с игрой "ТЕРЕМОК СКАЗОК" позволяют научить дошкольниковумениям узнавать, использовать,
преобразовывать и синтезировать объект (героя, сказку), а также сами
инструменты ТРИЗ.
Исходя из предложенной И. Мурашковской концепции, мы
можем представить эти умения в следующим образом.
В виде ОБЪЕКТА у нас выступает сказка, а также её
герои, сюжет отдельной картинки и нарисованные на ней предметы, окружающая
обстановка.
ИНСТРУМЕНТОМ являются отдельные элементы ТРИЗ
(противоречия, типовые приёмы фантазирования, алгоритм действий по этим приёмам),
с помощью которых ребёнок учится творчески преобразовывать сказки.
Формируя умение "УЗНАВАТЬ ОБЪЕКТ", мыработаем с уже известными детям сюжетами,
героями, и даемигровые заданияребёнку: определять сказку и отдельных,
недостающих на карточке героев, отличать карточки - сюжеты из различных сказок,
сравнивать и выявлять общие признаки в сказках и героях, характеризовать
героев.
Формируя умение "ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОБЪЕКТ", мы
даем ребёнку игровые задания:составлять
сказку из отдельных сюжетных картинок, составлять сказку по схемам из отдельных
героев, узнавать сказку и героев по схемам из лексических форм. На втором этапе
формирования этого умения дети сами учатся составлять схемы сказки из героев,
лексических форм, характеризовать героев и сочинять загадки по предложенной
воспитателем схеме.
Формируя умение "ПРЕОБРАЗОВАТЬ ОБЪЕКТ", мы
даем ребёнку игровые задания:преобразовать "старую сказку" путёмвключения"чужих" сюжетных картинок, " чужих" героев,
составитьновую сказку из отдельных
сюжетных картинок, составлятьновую
сказку с "чужими" героями, изменить характер героя, его действия или
цель. На втором этапе формирования этого умения дети преобразовывают
старуюсказку, заранее называя свои
последующие действия, а также самостоятельно изменяют характер героев, их
поступки и цели.
Формируя умение "СИНТЕЗИРОВАТЬОБЪЕКТ", мы даем ребёнку игровые
задания:составить"продолжение" для старой сказки из
имеющихся сюжетных картинок, составить"сказочный день" для одного героя - его путешествие по известным
сказкам, составить из героев и сюжетных
картинок схему сказочного леса, в котором живут герои и сказки. На
втором этапе формирования этого умения дети сочиняют новую сказку, заранее
называя свои последующие действия, а также вводятсюжеты из других, не участвующих в игре
сказок, или новых героев из этих сказок.
Формируя умение "УЗНАВАТЬ ИНСТРУМЕНТ", мы
вводим новые для детей понятия (даём названия приёмов сочинения сказки и
алгоритм действий по ним). Дети учатся распознавать различные приёмы в придуманных
другими детьми или воспитателемсказках.
Формируя умение "ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНСТРУМЕНТ",
мы даем ребёнку игровые задания: сочинять сказку по определённому алгоритму,
включать одного героя в различные приёмы сочинения сказки и анализировать
полученные сюжеты. На втором этапе
формирования этого умения ребёнок сам выбирает, каким инструментом (творческим
приёмом) он будет пользоваться для сочинения новой сказки.
Оглавление раздела
Для воспитателей,
работающих по методикамТРИЗ-педагогики
Использование игр "ТЕРЕМОК СКАЗОК"
для преподавания отдельных
элементов ТРИЗ
Базовая творческая игра по
ТРИЗ
Установление системных связей
объекта
Игры «Да-Нет»
Выявление свойств и функций объекта
Определение линии развития объекта
Выявление подсистемныхи надсистемных связей
Системный оператор, 9-экранка
Сравнение систем
Выявление ресурсов объекта
Противоречия
Типовые приёмы фантазирования
Игры с использованиемприёма «Объединение»
Игры с использованиемприёма «Наоборот»
Игра с использованиемприёма «Копирование»
Игра с использованиемприёма «Обратить вред в пользу»
Игры с использованиемприёма «Предварительное действие»
Игры с использованиемприёма «Преобразованияво времени»
Игра с использованиемприёма «Эмпатия»
Игры с использованиемприёма «Другая точка зрения»
Игры с использованиемприёма «Бином фантазии»
Игры с использованиемприёма«Путешествие героя по сказкам»
Игры с использованием карт В. Проппа
Где купить …» игровой набор «Теремок сказок» (доставка по
России, СНГ, миру)
«ТЕРЕМОК СКАЗОК» занял первое
место на всероссийском Конкурсе «Инновационная игрушка-2009», итоги
которого были подведены 12 марта 2010 года на Международной выставке
«Игрушка-2010» в номинации «Игры
для развития речи и обучения русскому языку», «технологии
развития речи». посмотреть…
Развивающая игра «ТЕРЕМОК
СКАЗОК» для детей 4-7 лет прошла психолого-педагогическую экспертизу
в Центре игры и игрушки Московского психолого-педагогического университета и
получила сертификат. Ей присвоен знак качества: «Детские психологи
рекомендуют»! посмотреть …
«ТЕРЕМОК СКАЗОК» имеет также рекомендацию от
Национальной ассоциации игрушечников России НАИР. посмотреть…
и входит в ТОП-каталог «50 лучших игрушек России».
посмотреть…
Что ещё почитать по игровой методике "ТЕРЕМОК
СКАЗОК":
Козырева Н.А. Психологические условия формирования
творческой позиции дошкольников (на материале игр с противоречием): Автореф.
дисс. канд. психол. наук. – М., 2007 http://kozyreva.ucoz.ru/load/20
Козырева Н.А.
Развитие творческой позиции старших дошкольников (на материале игр
с открытыми правилами «ТЕРЕМОК СКАЗОК») // Вопросы
психологии. – М., 2007. - № 2