В процессе эксперимента воспитатели и родители отмечали
изменения в поведении детей: вариативность действий в общении с детьми,
расширение познавательных интересов, появление уверенности в себе, общей
инициативности. Наблюдения за динамикой изменения в поведении детей и анализ
продуктов детского творчества позволили выделить этапы развития творческой
позиции дошкольников, каждый из которых имеет свой смысловой центр и является
определенным шагомк становлению
творческой позиции. Для каждого этапа развития творческой позиции характерно
сочетание определенных наблюдаемых характеристик поведения, мышления,
воображения, речи детей.
1-й
этап – ориентировка в ситуации. Ребёнок знакомился с новой, сложной для
него задачей. Для этого этапа характерны манипуляции с карточками и
вкладышами, достаточно хаотичные, попытки вложитьвкладыши в разные отверстия (подбор героев не
по смыслу, а по форме). Некоторые дети отказывались решать творческую задачу,
проявляя робость: «у меня не получится». Детям интересно было собрать уже
известную им сказку, они иногда отказывались придумывать новую сказку с тем
героем, который вдруг появился в старой сказке. Некоторые дети оставались на
ориентировочном уровне несколько занятий, после чего переходили на следующий
этап.
2-й
этап – раскрепощение. На этом этапе дети начинали задавать вопросы
разрешительного характера: «А можно второго Колобка положить?», «А можно ещё
одного героя добавить?» и др. Для них было важно одобрение их действий со
стороны взрослого. Наблюдались яркие эмоциональные реакции - смех,
возбуждение, когда дети понимали, что им разрешены любые сочетания персонажей и
событий. Дети получали явное удовольствие от возможности свободно менять смысл
ситуации и характера героев (например, Колобок – горький, его не хотят есть,
или Красная Шапочка злая и все её боятся). Чувство раскрепощения (ты можешь
всё!) даёт яркие эмоциональные переживания. На этом этапе дети с помощью
воспитателя, объясняющего творческий приём, начинали вносить небольшие
изменение в известные им сказки, но существенным образом не меняя их
первоначального сюжета.
3-й
этап -порождение замысла. Для этого
этапа характерен переход от хаоса к структуре. Дети вносили значительные
изменения в известные им сказки. Они существенно меняли элементы первоначальной
сказки: замечали противоречие, которое возникает в старом сюжете, и пытались
его разрешить с помощью предложенного воспитателем приема. Появлялись
трансформации в образах героев, они начинали совершать необычные для своей роли
поступки. Дети начинали осмысленно выбирать разные варианты изменения
сказки, экспериментируя и с героями, и с самим сюжетом сказки. Часто дети
переносили известные им из других сказок действия на новых героев или в другие
эпизоды сказок.
Наблюдается появление
замысла нового произведения: дети пытаются выстраивать карточки в определенном
порядке (в ряды горизонтально или вертикально). Онидобавляют внутрь рядов нужные им карточки и
формируют по расположению карточек замысел своейсказочной истории. На данном этапе
наблюдается большой интерес к игре и первые изменения вкоммуникативном
поведении детей - желание рассказать свою сказку взрослому – воспитателю или
родителям.
Этот этап является основным
для овладения интеллектуальными методами разрешения противоречия - когнитивным
компонентом творческой позиции.
4-й
этап – личностноевключение.Наиболее характерно для этого этапа
проявление самостоятельной творческой активности детей, которая
выражается в том, что они играют в «Теремки» вне рамок занятий. Характерно
уединение ребенка (в уголке на ковре, или за столиком), для создания
творческого продукта «для себя». Ребенок длительное время (до 40 мин) сидит,
раскладывая и перекладывая карточки и героев, иногда что-то шепчет или говорит
с ними. При этом он описывает не только действия, но и переживания героев, их
размышления. Наблюдения за детьми показывает, что ребенок часто проигрывает
одну и ту же ситуацию, возможно, значимую для него личностно. Например, героя
все ругают, или он всем мешает, или он чего-то боится, или никак не может найти
себе место. Проецируя свою личную проблему на предложенный сказочный материал,
ребёнок ищет конструктивный выход из нее. По-видимому, проговаривание этих
ситуаций, внесение их в разный сказочный контекст, где есть разные помощники и
ресурсы для разрешения проблемных ситуаций, позволяют ребенку найти для себя
приемлемое творческое решение своей личностной проблемы.
Такая личностная включенность ребенка в разрешение противоречивой ситуации
создает главное психологическое условие, мотивационно-смысловой компонент для
дальнейшего переноса творческой позиции в другие сферы жизнедеятельности.
5-й
этап – проявленнаятворческая позиция. Для этого этапа характерно проявление
и перенос творческой позициив самые разные сферы деятельности.
Например, ребенок самостоятельно продолжает свою творческую работу над
созданной им сказкой – он рисует, лепит, поет про героев песенки, делает
аппликации, собирает из конструкторов обстановку для героев, драматизирует свою
сказку (собирает игрушки, рассаживает или водит их как надо в его сказке и
проговаривает с ними действие сказки).Наблюдалось изготовление новых
вкладышей со своими любимыми героями, их рисовали и использовали дополнительно
к имеющимся вкладышам комплекта. Такое свободное экспериментирование в разных
модальностях и разных сферах детской жизнедеятельности можно рассматривать как
проявления творческой позиции.
Следует отметить, что
далеко не все дети прошли все этапы формирования творческой позиции. Наблюдения
показали, что после завершения эксперимента на этапе порождения замысла
оказались 47детей (50% от ЭГ), на этапе
личностного включения – 31 ребенок (33%), и только 13 детей (15%) достигли
наиболее высокого пятого этапа – проявленная творческая позиция.
Что ещё почитать по игровой методике
"ТЕРЕМОК СКАЗОК":
«ТЕРЕМОК СКАЗОК» занял первое место на всероссийском
Конкурсе «Инновационная игрушка-2009», итоги которого были подведены
12 марта 2010 года на Международной выставке «Игрушка-2010» в номинации «Игры для развития речи и обучения
русскому языку», «технологии развития речи». посмотреть…
Развивающая игра «ТЕРЕМОК
СКАЗОК» для детей 4-7 лет прошла психолого-педагогическую экспертизу
в Центре игры и игрушки Московского психолого-педагогического университета и
получила сертификат. Ей присвоен знак качества: «Детские психологи
рекомендуют»! посмотреть …
«ТЕРЕМОК СКАЗОК» имеет также рекомендацию от Национальной
ассоциации игрушечников России НАИР. посмотреть…
и входит в ТОП-каталог «50 лучших игрушек России». посмотреть…
Козырева Н.А. Психологические условия формирования
творческой позиции дошкольников (на материале игр с противоречием): Автореф. дисс. канд. психол. наук. – М., 2007 http://kozyreva.ucoz.ru/load/20
Козырева Н.А. Развитие творческой
позиции старших дошкольников (на материале игр с открытыми правилами
«ТЕРЕМОК СКАЗОК») // Вопросы психологии. – М., 2007. - № 2
Крохина
И.Н., Костылькова Л. Н. Использование методов ОТСМ – ТРИЗ в работе с детьми
логопедических групп как путь создания педагогики успехаhttp://www.jlproj.org/this_bibl/Krohina1.pdf