Н.А.
Козырева
Использование
игр "ТЕРЕМОК СКАЗОК"
для преподавания отдельных элементов ТРИЗ
(по книге... Козырева Н.А."ТЕРЕМОК СКАЗОК" -
110 развивающих игр со сказками для детей 4-7
лет)
«ТЕРЕМОК СКАЗОК» можно использовать для
проведения занятий по ознакомлению детей 4-7 лет с простыми приёмами
фантазирования, с противоречиями, с системным оператором (9-экранкой), в
игровых тренингах «Да-нетка», «Хорошо-плохо».
В
книге представлены авторские игровые творческие
задания с игрой "ТЕРЕМОК СКАЗОК", которые можно использовать
на занятиях по обучению дошкольников различным элементам ТРИЗ.
Мы считали необходимым
только наметить возможности работы в каждом направлении для творчески
работающих ТРИЗ-педагогов. Приведенные игры по ТРИЗ позволяют использовать их воспитателю в любом
удобном порядке.
Предложенные
нами игровые задания могут использоваться как на этапе ознакомления с
различными элементами ТРИЗ, так и для закрепления уже изученных ранее элементов
ТРИЗ в продуктивной деятельности по сочинению сказочных историй, театрализации
придуманных сказок.
Проводить занятия можно с одним ребёнком или парой
детей, с подгруппой или группой детей. Можно также разделить группу на пары и
подгруппы (по 4-6 детей), и затем выполнять игровые задания № 51-110.
После того,
как дети познакомятся с порядком, алгоритмом проведения одной игры с помощью воспитателя, затем играть в неё дети смогут самостоятельно, в
свободное время, индивидуально или парами.
Можно также использовать предлагаемые игры при
проведении занятий по другим авторским методикам ТРИЗ-педагогики – Т. Сидорук,
И. Мурашковской, А.Корзун, С.Гин и др., указанным в разделе «литература».
Целью авторских творческих заданий «ТЕРЕМКА СКАЗОК»
является развитие у ребёнка системного, логического, дивергентного
(многовариантного), образного мышления, творческого воображения, эмоциональной
сферы, навыков взаимодействия в коллективе при создании общего творческого
продукта.
Системное мышление по отношению к
объектам «герой» и «сказка» - это умение
осуществлять комплекс следующих мыслительных операций:
1.
Для выбранного объекта (героя, сказки) определить его функцию (цель
героя в сказке; мораль сказки).
2.
Определить линию развития как собственно объекта, так и его функции
(для героя – его характер и действия, эмоции при достижение цели; изменение
цели; для сказки – основные сюжетные события, ведущие к достижению (или – не
достижению) цели, возможности
продолжения сказки с новой заданной
ребёнком целью и моралью).
3.
Выявить составляющие подсистемы объекта, их признаки, ресурсы (для
героя – его личные характерные черты, мотивы, биологические особенности
строения и возможности действий; для сказки – герои и их цели, действия,
предметы, объекты внешней среды, препятствия, основные сюжетные события).
4.
Осуществить сравнение объекта (героя, сказки) с другими объектами по
разнообразным признакам.
5.
Прогнозировать развитие объекта (героя, сказки).
читать дальше...»