Понедельник, 25.11.2024, 10:10

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » Файлы » Сертификаты, награды

О результатах влияния игровой методики
20.07.2011, 20:22

СПРАВКА

о результатах влияния игровой методики «ТЕРЕМОК» (автор Н.А. Козырева) на психическое развитие детей 3-7 лет

 

В МГУ им. Кулешова проводилось исследование влияния игровой методики «ТЕРЕМОК» (автор Н.А. Козырева)  на  различные аспекты психического развития  детей 3-7 лет. Оно осуществлялось в рамках курсовых работ в 1998-2000 г.г. студентами специальности «практическая психология» на базе д/садов №  80, 86, 99 г. Могилёва, на базе Звонецкого д/сада Рогачёвского р-на Гомельской области.

1. В курсовой работе «Игры серии "ТЕРЕМОК" как средство коррекции умственного развития детей раннего возраста (студ. Скоробогатая С.П.) исследовались развитие внимания, произвольного запоминания, наглядно-действенного мышления и зрительно-пространственной ориентировки у детей 2,7-3 лет. Для констатирующего и контрольного эксперимента использовались доска Сегена, игры  «Найди отличия», «Чего не стало?». Формирующий эксперимент (игровые занятия по играм № 1-16) проводился в течение двух месяцев, 2-3 раза в неделю, индивидуально и по подгруппам (2-3 чел.). Данные С.П. Скоробогатой: 75% детей  стали применять более продуктивный приём  в выборе фигур – зрительное соотнесение вместо практической пробы; у 62,5 % детей улучшилось внимание, у 75 % детей улучшилось произвольное запоминание.

2. В курсовой работе "Игровые технологии как средство развития мышления у дошкольников" (студ. Толкач С.В.  и Костюкевич  С.) исследовался интерес детей 3-4 и 4-5 лет к игровым заданиям № 1-10, понимание ребёнком инструкции к игровому заданию, самостоятельность выполнения игрового задания, количество подсказок со стороны экспериментатора, вопросы ребёнка. Данные Толкач С.В. и Костюкевич  С.: интерес к играм «ТЕРЕМОК» проявили 90% детей, предложенные игры доступны для понимания детей и могут быть использованы в повседневной работе детского сада. В играх № 8-10 дети нуждаются в подсказках взрослого. Девочки проявили большую активность, заинтересованность, творческий настрой, чем мальчики. Они более эмоционально воспринимали новые сюжеты сказок (придуманные ими) и прилежнее относились к поставленным игровым задачам.

3. В курсовой работе "Влияние дидактических игра на  развитие мышления детей дошкольного возраста" (студ. Теплякова Н.А. и Каплан С.И.) исследовался уровень заинтересованности детей 4-5 лет игрой «ТЕРЕМОК» и успешности при выполнении игровых заданий на составление рядов (№ 16-18). Использовалось наблюдение за временем самостоятельной игры, правильности выполнения заданий, анкетирование. Данные Тепляковой Н.А. и Каплан С.И.: дети проявляют большой интерес к игре,  самостоятельно играют 15-30 минут. Каждый ребенок достиг успеха (правильно выполнил игровые задания), но некоторые – только со второго раза.

4. В курсовой работе «Дидактическая игра "ТЕРЕМОК" - средство коррекции умственного развития» (студ. Ясонова Л.И.) исследовались продуктивность и устойчивость внимания (методика «корректурная проба»); способность к обобщению и абстрагированию, умение выделять существенный признак (методика «Что здесь лишнее»); динамика процесса запоминания (методика «Выучи слова»). Занятия  с детьми 5-7 лет с использованием игровых заданий № 5, 30, 40, 43  проводились 4 недели каждый день. Данные Л. И. Ясоновой: у 83% возросла способность к обобщению и абстрагированию, при этом у 92% детей увеличилась скорость выполнения задания; у 75% детей улучшились показатели продуктивности и устойчивости внимания, у 66 % детей улучшилось произвольное запоминание (количество слов с первой попытки).

5. В курсовой работе «Экспериментальная апробация наглядного пособия - игры «ТЕРЕМОК» (студ. Козырева Н.А.) исследовалось мышление детей 3,11-5,3 лет: способность к обобщению и абстрагированию, умение выделять существенный признак (задача на классификацию по 3-м признакам сразу - герой, форма, размер). Использовалась методика: тест на рисуночный интеллект» (Гудинаф-Харрис), где оценка выставляется по 73 параметрам по рисунку человека. Была обнаружена корреляция между рисуночным интеллектом детей и количеством необходимых им для успешного выполнения задания подсказок - при значении рисуночного интеллекта более 25 количество подсказок не превышает 4, в то время как при интеллекте до 25 подсказки составляют от 2 до 9. При сравнении  выполнения заданий на классификацию по 3-м признакам в игре «ТЕРЕМОК» (игры № 1-6) и в контрольном эксперименте с абстрактными цветными карточками, отмечено, что «сказочные» задания выполнили все дети, причем со значительном меньшим числом ошибок. При этом аналогичное задание на незнакомом, абстрактном для них материале они выполняют хуже. Был сделан следующий вывод: при последовательном выполнении заданий в игре «ТЕРЕМОК» у детей происходит резкое снижение количества ошибок, т.е. они обучаются.

 

Таким образом, имеется положительное влияние игровой методики «ТЕРЕМОК» (автор Н.А. Козырева) на развитие  высших психических функций детей 3-7 лет: память, внимание, логическое мышление. Наблюдения студентов показывают, что игровые задания № 20-28 также развивают воображение детей, однако задача комплексного исследования студентами влияния игровой методики «ТЕРЕМОК» на развитие воображения и творческого мышления нами не ставилась.

 

 

Зав. кафедрой общей психологии

МГУ им. А.А.Кулешова,

доцент, канд. психол. наук                                                Э.В. Котлярова

 

Категория: Сертификаты, награды | Добавил: Delf2010 | Теги: Э.Котлярова, МГУ им.А.А. Кулешова, сочинение сказок, придумать сказку, игры со сказками, Козырева, развивающие игры дошкольников, Теремок Сказок, сказки на новый лад
Просмотров: 997 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]