Козырева Н.А. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ ЗАНЯТИЙ с игрой «ТЕРЕМОК СКАЗОК»
27.06.2010, 09:32
Козырева
Н.А. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ ЗАНЯТИЙ*
с
игровой методикой развития детей 4-7 лет «ТЕРЕМОК СКАЗОК»
Каждая
технологическая карта занятия построена на основе сюжета одной сказки, входящей
в «ТЕРЕМОК СКАЗОК»: «Маша и медведь», «Колобок», «Заячья избушка», «Красная
шапочка», «Три поросенка», «Кот, Лиса и Петух».
Само
занятие может проводиться как в течение всего дня, так и в течение нескольких
дней, циклично. Например, всю неделю дети могут составлять новые варианты
«Колобка», используя различные творческие приёмы, разные виды продуктивной
деятельности упражняя память и внимание разными играми.
Каждое занятие
по сказке можно повторять через определённое время. Дети любят повторения, и,
кроме того, знакомые упражнения воспринимаются и легче, и с большим интересом.
Одно и то
же упражнение будет по-разному выполняться в начале учебного года, и в
конце его. Одно и то же упражнение будет по-разному выполняться ребёнком
четырёхлетнего возраста и шестилеткой.
Структура
каждого занятия состоит из:
·
Вхождения в сказку
·
Педагогической работы с комплектами игры «ТЕРЕМОК СКАЗОК»
·
Двигательных пауз (с элементами психогимнастики)
·
Творческой работы с комплектами игры «ТЕРЕМОК СКАЗОК»
·
Продуктивной деятельности
·
Выхода из сказки.
Занятия
составлялись таким образом, чтобы включить в них максимальное количество
упражнений, показав воспитателю возможности для собственного моделирования,
проектирования нового занятия по собственному замыслу.
При этом в
них практически не включались игры № 1-19, 34-49 из первой части книги,
которые, конечно, можно добавить к любому занятию.
Экологические
темы включены в несколько занятий, и могут быть расширены.
При
необходимости любое занятие можно и упростить, сохранив минимальное количество
упражнений согласно выбранной воспитателем дидактической цели занятия.
Для
музыкального сопровождения двигательных пауз можно использовать «сказочную
музыку». Настроить детей на особый лад, перенести их в особый сказочный мир,
наполненный светом, солнечным сиянием, лесным шумом, посвистыванием ветра,
ослепительным блеском молний, озорством и задором героев помогут
произведения А.К. Лядова («Баба-Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро»),
М.П. Мусоргского «Картинки с выставки», Н.А. Римского-Корсакова («Снегурочка»,
«Кощей Бессмертный», «Симфоническая сказка»), Ф.Ф. Смехнова «Царевна-Несмеяна»,
П.И. Чайковского («Нянина сказка» в «Детском альбоме»).
Собственно
психокоррекционная работа в приведенных технологических картах не описана,
однако имеются элементы её (придумывание новой сказки, распределение ролей для
проигрывания, психогимнастика, продуктивная деятельность).
Психолог
совместно с воспитателем может включить в занятие дополнительно
творческие ролевые упражнения, вопросы и психогимнастику для конфликтных,
тревожных, эгоцентричных, неуверенных в себе детей, детей с завышенной или
заниженной самооценкой. Для работы по этим направлениям психокоррекции
воспитателю желательно формировать детей в подгруппы, определённые психологом.
Каждое
творческое задание на создание нового эпизода сказки позволяет воспитателю
построить вопросы таким образом, чтобы укрепить на вербальном и эмоциональном
уровнях связь воспитателя с детьми, дать возможность в непринуждённой
форме поговорить о важных, значимых этических проблемах, соотнося свои чувства
и мысли с чувствами и мыслями персонажей из новой, только что созданной, и
поэтому особо личностно значимой для ребёнка истории.
«Проживая»
свою собственную сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении,
тонко чувствовать друг друга, находить адекватное выражение различным эмоциям,
чувствам, состояниям. Они приобретают какие-то новые качества, некоторым
образом трансформируются эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы. «Отыгрывая»
глубоко спрятанные в подсознании беспокойство или страх, агрессию или чувство
вины, дети становятся увереннее в себе, добрее и восприимчивее к людям и
окружающему миру.
Подробнее психокоррекционная работа с «ТЕРЕМКОМ СКАЗОК» будет
описана в следующей книге автора.
Нумерация
игрприведена по
книге Козырева Н.А.
"ТЕРЕМОК СКАЗОК"
-110 развивающих
игр со сказками для
детей 4-7 лет. Пособие для воспитателей и ТРИЗ-педагогов к комплекту
игры»,которая
готовится к печати.
«ТЕРЕМОК СКАЗОК» занял первое место на всероссийском
Конкурсе «Инновационная игрушка-2009», итоги которого были подведены
12 марта 2010 года на Международной выставке «Игрушка-2010» в номинации «Игры для развития речи и обучения
русскому языку», «технологии развития речи». посмотреть…
Развивающая игра «ТЕРЕМОК
СКАЗОК» для детей 4-7 лет прошла психолого-педагогическую экспертизу
в Центре игры и игрушки Московского психолого-педагогического университета и
получила сертификат. Ей присвоен знак качества: «Детские психологи
рекомендуют»! посмотреть …
«ТЕРЕМОК СКАЗОК» имеет также рекомендацию от Национальной
ассоциации игрушечников России НАИР. посмотреть…
и входит в ТОП-каталог «50 лучших игрушек России». посмотреть…
Что ещё почитать по игровой методике
"ТЕРЕМОК СКАЗОК":
Козырева Н.А. Психологические условия формирования
творческой позиции дошкольников (на материале игр с противоречием): Автореф. дисс. канд. психол. наук. – М., 2007 http://kozyreva.ucoz.ru/load/20
Козырева Н.А. Развитие творческой
позиции старших дошкольников (на материале игр с открытыми правилами
«ТЕРЕМОК СКАЗОК») // Вопросы психологии. – М., 2007. - № 2
Крохина
И.Н., Костылькова Л. Н. Использование методов ОТСМ – ТРИЗ в работе с детьми
логопедических групп как путь создания педагогики успехаhttp://www.jlproj.org/this_bibl/Krohina1.pdf