Воскресенье, 08.12.2024, 14:49

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » Статьи » отзывы логопедов

Использование методики «Теремок сказок» в работе логопеда

     Некоторые подходы к использованию игровой методики  «Теремок сказок»

в работе логопеда.

 Крохина И. Н., Измайлова Е. И., г.Череповец

В настоящее время увеличивается количество детей со сложной структурой дефекта. С логопедическими проблемами коррелирует плохая память, дефицит внимания, отклонения в поведении. Что, как правило, свидетельствует и о неврологическом диагнозе. Механизмов системной работы с данным контингентом детей нет,  так как  «отсутствуют масштабные, мультидисциплинарные исследования речевых расстройств у детей». (Корнев А. Н. «Основы логопатологии детского возраста». - СПб, 2006,с.8)  Поэтому для педагогов, несомненно, важным является поиск  современных универсальных методов и приемов работы с детьми с нарушением речи, позволяющих решить главную проблему -  становление коммуникативной адаптированности детей с нарушениями речи на основе индивидуально-дифференцированного подхода.

В течение нескольких лет мы используем в своей работе авторскую игровую методику Козыревой Н. А. «Теремок сказок»,составленную на основе ТРИЗ – педагогики, для развития, становления и коррекции  всех сторон речевого процесса.

Но наиболее продуктивно, на наш взгляд, использование «Теремка сказок» при формировании и  развитии связной речи дошкольников.  Общеизвестно, что это и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, многократно усложняющийся, если имеет место общее недоразвитие речи (ОНР).   Связная речь – это речь содержательная, логичная и последовательная. Именно в данном разделе отчётливо выступает тесная связь речевого и интеллектуального развития.  Методика  Козыревой Н. А. позволяет гармонично, в игровой форме соединять работу над речью и интеллектом.

Вот только несколько программных задач, при решении которых работает «Теремок сказок»:

развитие у детей целенаправленного сенсорного восприятия и элементарного анализа воспринимаемого предмета,

 формирование установки на использование фразовой речи при ответах на вопросы логопеда,

 овладение необходимыми лексико-грамматическими средствами,

 формирование связного развёрнутого высказывания, подготовительная работа к сравнительному описанию двух предметов.

 На базе «Теремка сказок» создаются игровые  ситуации, семантика которых порождает необходимость использовать в процессе общения фразовую речь. Одним из путей создания таких ситуаций является совместное выполнение детьми задания с разделением между ними ролей, что вынуждает их договариваться между собой, то есть вести конструктивный диалог, позволяет  развернуть  общение  детей  со  взрослыми,  детей  между  собой  на  определенную  тему, игры помогают  четко  держать  объект  и  его  признаки,  устанавливать  причинно-следственные  связи  и  высказывать  свою  точку  зрения  на  результаты  взаимодействия  объектов.

Логопед незаметно выводит детей на рассказ-рассуждение. Раз за разом у дошкольника появляется уверенность в своих силах: ведь речевой материал «Теремка сказок»  знаком ребенку с раннего детства, при этом,  каждое проигрывание – это подъем на следующую  ступеньку  в речевом развитии.

 Характерной и важной для коррекционно-развивающей работы с детьми особенностью игрового комплекса считаем  его гарантированно креативный характер. Какой бы вариант игры мы не выбрали, в каждом новом проигрывании появляются новые идеи для изменения хода сказки. Например, дети пытались отправить колобка назад в прошлое, где бы его «спасла» бабушка, но быстро поняли, что он может  быть съеден бабушкой и возникла новая игра «С кем из героев колобку жить безопасно и почему?»

 Сегодня мы имеем опыт работы с «Теремком сказок» в логопедических группах  только начиная с середины  второго периода  первого года обучения.  (Это связано со сложной структурой дефекта у детей, с  необходимостью значительной коррекции звукопроизношения,  достаточно жесткими рамками программы). Мы убедились, что игры развивают речь, мышление, воображение, эмоционально-волевую сферу, помогают педагогу эффективно  планировать совместную деятельность и решать главную задачу – формирование коммуникативной адаптированности детей логопедической группы. 

 

Крохина И. Н. учитель-логопед

Измайлова Е. И. социальный педагог

                                                                             МДОУ «Детский сад

                                                                  комбинированного вида №4»

г. Череповец Вологодской обл.

Категория: отзывы логопедов | Добавил: Delf2010 (06.11.2010)
Просмотров: 2546 | Теги: коррекция речи, сочинение сказок, придумать сказку, Козырева Н., Теремок Сказок, Крохина И., сказки в логопедии, сказки на новый лад | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]